Анализ окружающей среды маркетинга производится в соответствии с общим планом развития компании и маркетинговой стратегии. Анализ осуществляется посредством изучения параметров, формирующих внешнюю среду, а также мотивов, которые побуждают к действиям те или иные компоненты внешней среды.
Среди параметров, которые формируют внешнюю среду, можно выделить следующие:
- состояние рынка
- действия ключевых игроков
- уровень развития промышленности
- открытость экономики
- государственное регулирование отрасли
При анализе окружающей среды маркетинга важно уделить внимание не только внешней среде прямого воздействия, но и внешней среде косвенного воздействия. К прямым факторам необходимо отнести первые две категории, тогда как три остальных влияют на компанию косвенно. Выбирая модель поведения на рынке, надо дать тщательную оценку каждой категории, и определить, через какие действия они будут влиять на деятельность компании. И поэтому знать их мотивы – значит уметь прогнозировать устойчивое развитие компании.
В рыночной экономике, основной мотив поведения – это получение максимальной прибыли. Все участники рыночных отношений стремятся получить максимальный показатель данной категории. Поэтому при анализе окружающей среды в маркетинге основным мотивом действия всех агентов надо считать получение прибыли. Максимальный показатель прибыли получается в результате реализации следующих условий:
- монопольное положение компании
- государственный протекционизм
- лидерство в отрасли
- предложение уникального продукта/услуги
Данные условия – это основные цели компании (либо одна, либо несколько), которые обуславливают мотивы деятельности компании. Знать мотивы – значит уметь прогнозировать шаги не только своей компании, но и действия конкурентов. И как следствие – построить конкурентоспособную модель маркетинговой стратегии компании.