В рыночной экономике основополагающим элементом является рынок. Наиболее простое определение рынка присуще любой рыночной экономике (американской, японской и др.):
Рынок есть соединение спроса и предложения.
Речь идет о платежеспособном спросе. При отсутствии возможностей (денег) оплатить этот спрос ни о каком рынке не может быть и речи. Однако это определение не выявляет глубинных свойств рынка, как экономического феномена. Более точно роль рынка в экономической жизни стран с рыночной экономикой выражает следующее определение:
Рынок это форма общественной связи между людьми, состоящая во взаимной купле-продаже товаров.
Это определение позволяет трактовать рынок, как сферу экономических отношений, а не просто столкновение спроса и предложения. Рынок существует только тогда, когда люди встречаются прямо, или через своих посредников с тем, что бы продать или купить товары или услуги. С точки зрения маркетинга:
Рынок — это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
Рассмотрим 3 способа удовлетворения людьми своих нужд.
- Самообеспечение — когда каждый самостоятельно добывает и обеспечивает себя всем необходимым.
- Децентрализованный обмен — когда каждый из них рассматривает трех других в качестве своих потенциальных покупателей, т.е. каждый меняет свой товар на товары, производимые другими.
- Централизованный обмен — при котором появляется новое лицо, именуемое купцом и находящееся где-то в центре между ними и обозначенное условным названием «рыночная площадь». Теперь каждый везет свой товар купцу и обменивает на все, что ему необходимо.
В развитом обществе рынок это не просто физическое место, где встречаются и совершают сделки продавцы и покупатели. В современных условиях сделка может быть совершена, например, путем безналичного перечисления денежных средств со счета покупателя, на счет продавца. Продавец может рекламировать товар по телевидению, собирать заявки по телефону и рассылать товары почтой, не вступая в физический контакт с покупателем. Сделка произошла, значит, здесь имеет место понятие рынок.
Рынок — это одно из величайших достижений цивилизации. Однако следует помнить, рынок не может быть случайным явлением, а является следствием очень длительного исторического развития. Его возникновение вполне закономерно и связанно с развитием общественного производства. По мере возникновения потребности на какие-либо товары (услуги) возникают или формируются рынки отдельных товаров или услуг.
Существуют следующие виды рынков:
1.Рынок рабочей силы.
2.Рынок средств производства.
3.Финансовый рынок
а) рынок ценных бумаг;
б) рынок кредитов;
4.Потребительский рынок.
5. Рынок услуг.
6.Рынок технологий
7.Рынок духовных благ.
8.Рынок интеллектуальных продуктов.
Основными составляющими рынка являются:
1.Продавец.
2.Покупатель.
3.Продукт (услуга).