Жизненный цикл товара

Жизненный цикл товара и его характеристика

Концепция жизненного цикла товара исходит из того, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или дешёвым товаром. Могут быть товары долгожители, но вечного товара нет.

Маркетинг в первую очередь интересует цикл жизни товара на рынке. Жизненный цикл товара — это период существования определённого вида товара от его появления на рынке (продажи) до исчезновения с рынка. Каждый товар имеет собственный жизненный цикл присутствия его на рынке. Понятие жизненный цикл применимо ко всем видам, Подвидам и маркам товара. Различные товары имеют разную длительность жизненного цикла и каждой его стадии — от нескольких дней до нескольких лет. Задачи маркетолога состоят в том, чтобы удлинить продолжительность жизни товара на рынке. Из повседневной практики известно, что товар появляется, существует, удовлетворяя какие — либо потребности и исчерпав свои возможности, он исчезает, Т.е. прекращает своё существование. Каждый из нас даже за небольшой промежуток времени наблюдал, как из обихода постепенно исчезают те или иные виды товаров — устаревшие марки машин, холодильников, утюгов …

Рассмотрим классический график жизненного цикла товара, он выражает объёмы реализации товара на рынке в натуральном или стоимостном выражении за определённый промежуток времени. На этой кривой можно выделить ряд характерных участков:

Участок 1 — характеризует первую стадию — постепенное внедрение товаров на рынке. Объемы их производства и реализации растут медленными темпами. Товары являются новыми, поэтому возникают трудности и с производством, И С реализацией продукции. Покупатели и потребители относятся настороженно к приобретению новых товаров, поэтому спрос мал, производство еще не отлажено, затраты на рекламу очень велики, каналы товародвижения не налажены.

Участок 2 — стадия роста — на этой стадии темпы роста продаж резко возрастают, товар признается покупателями. Производство уже отлажено, издержки на него сокращаются, каналы товародвижения, и реклама уже налажены.

Участок 3 — стадия зрелости эта стадия относительной стабильности, большинство покупателей уже сделали свои покупки, темп роста продаж уже падает. Чтобы увеличить рост продаж фирма стремится снижать цены, создавать льготы при повторных или многократных покупках товара, улучшать сервис.

Участок 4 — стадия спада — она характеризуется сокращением производства и реализации продукции, вследствие насыщения покупательского спроса, а также, что не менее важно, усиления конкуренции со стороны новых потребительских товаров. Пытаясь удержать свои позиции, фирмы вкладывают дополнительные средства в удешевление продукции, модернизацию производства и т.д.

Попытки фирмы сохранить товар, продлить его цикл, могут привести фирму к неоправданному финансовому риску или краху. Смена товара неизбежна.

Маркетологи должны внимательно отслеживать каждую из стадий товаров, для того чтобы выявить важнейшую точку перехода к стадии спада.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *