Внешняя среда — одна из ключевых маркетинговых категорий.
Внешняя среда в маркетинге — это все факторы, которые воздействуют на субъект маркетинга, но сам субъект влиять на эти факторы не может. К внешней среде среде принято относить множество понятий маркетинга: рынок, ключевые игроки, регуляторы, потребители и т.д.
Внешнюю среду в маркетинге принято делить на внешнюю среду прямого воздействия и внешнюю среду косвенного воздействия.
Внешняя среда прямого воздействия — это совокупность факторов, влияющих непосредственно на субъект маркетинга. К внешней среде прямого воздействия принято относить конкурентов, потребителей, рынок, институты, которые оказывают влияние на ситуацию в контексте маркетинга.
Внешняя среда косвенного воздействия — факторы, которые определяют поведение внешней среды прямого воздействия, но не влияют на сам субъект маркетинга. К данным факторам можно отнести ситуацию на рынке, ключевые ставки и т.д.
Без тщательного анализа внешней среды косвенного воздействия даже хорошо продуманная маркетинговая стратегия может привести к отрицательным последствиям.
Конечно, существует немало факторов, на которые сложно воздействовать субъекту маркетинга. С другой стороны, многое зависит от тех маркетинговых решений, которые изначально предпринимались при создании того или иного предприятия. Если у фирмы твердые позиции на рынке, если у нее существуют возможность оперативно диверсифицировать поставки и, главное, предложение, то внешние факторы не будут иметь значительное влияние на динамику развития предприятия. Правда, всегда нужно учитывать возможность возникновения внешних обстоятельств форм-мажорного плана. Но от них не защитит никакая стратегия.