К функциям маркетинга относят все основные полномочия субъекта маркетинга, которыми достигаются поставленные цели, в рамках маркетинговой стратегии. Маркетинговые функции реализуются через разнообразные инструменты маркетинга. При этом функциональные возможности зависят от от количества имеющихся ресурсов: количественных и качественных. Количественные ресурсы определяются бюджетами, выделяемыми на маркетинг, размерами отдела маркетинга и возможностью использования потенциалов компании. Качественные – уровень маркетингового отдела, возможность внедрения инноваций, открытость рынка. Все функции маркетинга тактические и стратегические. Тактические цели достигаются в результате разработки оперативных планов, стратегические – создания маркетинговой стратегии.
Основными функциями маркетинга являются аналитическая (исследовательская), производственная (созидательная), сбытовая и функции управления и контроля.
Аналитическая функция представляет собою фундамент всей маркетинговой деятельности предприятия. Без глубокого знания состояния и перспектив развития внешней среды, без анализа внутренней среды предприятия практически невозможно заниматься хозяйственной и коммерческой деятельностью и управлять самим предприятием. Эта функция включает в себя следующие подфункции:
- изучение рынка как такового;
- изучение потребителей (пол, возраст, платежеспособность и т.д.);
- изучение фирменной структуры рынка (фирм конкурентов, фирм посредников, фирм потребителей);
- изучение товарной структуры рынка, т. е. изучение товаров наполняющих рынок;
- изучение внутренней среды предприятия (творческая возможность, коллектива деловые способности руководителей)
Аналитическая функция маркетинга может быть реализована лишь при наличии широкой и действенной системы сбора и обработки информации.
Грамотное и профессиональное исполнение аналитической функции выводит предприятие в условиях конкурентного рынка к достижению постановленных целей с минимальной степенью риска.
Производственная функция. В нее входят 3 подфункции:
- организация производства новых товаров, разработка новых технологий;
- организация материально-технического снабжения;
- управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.
Эти подфункции нужно рассматривать, как своеобразное триединство, позволяющее предприятию, использующему в своей производственно — коммерческой деятельности, маркетинговое управление, добиваться долговременного успеха при проведении товарной политики на внутреннем и внешнем рынках.
Сбытовая функция (функция продаж). В нее входят следующие подфункции:
- организация системы товародвижения. Система товародвижения это обеспечение доставки товара в то место, где он нужен, в то время, когда он нужен в таком количестве, в каком он востребован и такого качества, которое удовлетворяет потребителя;
- организация сервиса;
- организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта;
- проведение товарной политики. Товарная политика — это своевременное внесение изменений в товар, в ассортимент товаров, разработка и внедрение новых товаров на рынок;
- проведение ценовой политики.
Функция управления и контроля включает в себя:
- организация стратегического и оперативного планирования на предприятии;
- информационное обеспечение управления маркетингом
- организация контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ)
- коммуникативная подфункция маркетинга (организация коммуникационных систем на предприятии).
Когда крупное производственное предприятие планирует обновление своей производственной программы, то чаще всего говорит о планировании производства товара, который появится на рынке через много месяцев. В таких ситуациях специалистам по маркетингу недостаточно просто уметь оценить потребности потенциальных потребителей. Нужно суметь предвидеть изменения, которые произойдут в структуре потребностей потребителей в обозримом будущем. Для такой функции специалистам необходим специфический инструментарий, пользоваться которым могут далеко не все. Большая проблема с этим наблюдается и в нашей стране.