Классификация методов маркетинга

Маркетинг, как всякая система, имеет свои направления, методы и задачи реализации. Направления маркетинга подразумевают проведение: политики в области качества и ассортимента продукции, формирование цен, организацию сбыта и коммуникаций.

Методы, применяемые в маркетинге, обычно включают: учет, анализ, моделирование, прогнозирование и проектирование, корректировку.

Система маркетинга предполагает решение следующих задач:

  1. Комплексное изучение рынка;
  2. Выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей;
  3. Планирование товарного ассортимента и цен;
  4. Разработка мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса;
  5. Планирование и осуществление сбыта;
  6. Разработка мер по совершенствованию организации производства товаров.

Решение этих задач опирается на использование следующих методов маркетинга:

  1. Методы изучения рынка;
  2. Методы формирования спроса и стимулирование сбыта;
  3. Информационные методы;
  4. Аналитические методы;
  5. Методы прогнозирования потребностей на рынке.

Рассмотрим некоторые из них:

1. Методы изучения рынка.

К этим методам относятся наблюдения и опросы.

Наблюдение — это один из возможных способов сбора данных. Исследователь наблюдает за людьми и обстановкой, не вмешиваясь в события. Исследователи торговой фирмы могут обосноваться в торговых залах, делать замеры, слушать, что говорят люди о разных товарах, наблюдать, как продавцы справляются с оформлением и выдачей покупок.

С помощью наблюдения можно исследовать поведение человека перед витриной, частоту посещения своих и конкурирующих организаций, с его помощью можно оценивать половозрастной состав посетителей магазинов, ресторанов, кинотеатров, частоту и ассортимент покупаемых товаров. Наблюдатель может обосновываться в аэропорту, в магазине, ресторане, кинотеатре и т.д. Наблюдатели могут совершать покупки в своих магазинах и в магазинах конкурентов, для того, чтобы сравнить качество продукции, ее ассортимент, качество обслуживания.

Опрос — это наиболее универсальный и эффективный метод проведения маркетинговых исследований. Фирмы проводят опросы, чтобы получить информацию о предпочтениях людей, о степени их удовлетворенности, а также, их отношение к имиджу фирмы.

Опросы бывают:

  • письменные – заполнение анкет;
  • по телефону;
  • личные.

2. Методы формирования спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС).

Чтобы купить товар, необходимо иметь сведения о его потребительских свойствах. Покупатель не испытывает потребности в изделиях или услугах, о которых мало знает. Тем более что на рынке несколько видов товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность, и покупателю приходится делать выбор между ними. Товар с неизвестными потребительскими свойствами в такой ситуации не будет куплен, так как к новинкам человек всегда испытывает настороженность, т.е. «барьер недоверия».

Одной из важнейших задач службы ФОССТИС является устранение такого барьера. Служба ФОССТИС УСЛОВНО подразделяется на ФОС и СТИС.

У ФОСа- направление коммуникационное (информирующее) оно способствует узнаваемости товара. Сюда относится реклама.

Цель службы СТИСа – чисто коммерческая – это получение прибыли. Мероприятия СТИС адресованы тем, кто уже купил данный товар, они имеют цель добиться, чтобы покупки совершались и часто и регулярно. СТИС побуждает к покупке уже известного товара, а ФОС формирует в сознании людей желание купить новый для них товар

К мероприятиям ФОС и СТИС относятся:

Реклама — это самый действенный инструмент в попытках предприятия модифицировать поведение покупателей, привлечь их внимание к товарам предприятия, создать положительный образ самого предприятия и показать его общественную полезность.

Стимулирование сбыта — использование многообразных средств стимулирующего воздействия, которые могут ускорить или усилить ответную реакцию рынка. Решение задач стимулирования сбыта достигается разнообразными средствами. Рассмотрим основные средства стимулирования сбыта:

К основным средствам стимулирования сбыта относятся:

— распространение образцов, купоны, премии, зачетные талоны, дисконтные карты;

— экспозиции и демонстрации товаров;

— конкурсы, лотереи, игры, розыгрыши;

— вручение бесплатных сувениров с названием фирмы.

3. Информационные методы.

Предприятие должно заботиться о максимальной информированности действующих и потенциальных клиентов. Чем больше клиенты будут знать о новом товаре, производителе, организации-поставщике, тем выше вероятность выбора именно этого товара. С помощью различных мероприятий в сознании потенциальных покупателей создается положительный образ товара, который играет главную роль при приятии решения о Покупке. Для привлечения внимания покупателей используют: рекламу, пропаганду, консультации, личную продажу, моральное и материальное стимулирование и «Паблик Рилейншиз» (ПР). Рассмотрим их:

1. Реклама:

— реклама в прессе — газеты, журналы, бюллетени;

— аудио-визуальные средства — радио, телевидение, кино;

-бегущая строка — рекламные щиты, плакаты, транспортные обращения.

2. Пропаганда — это мощное средство стимулирования, которое включает в себя использование редакционного, а не платного места или времени, во всех средствах распространения информации, доступных для чтения, просмотра и прослушивания существующими или потенциальными клиентами фирмы для решения конкретной задачи. Пропагандой пользуются для популяризации товаров, лиц, идей, деятельности, организаций и даже целых стран. Торговые ассоциации прибегают к пропаганде для формирования интереса к новым продуктам, организации — для привлечения ~ внимания и для исправления неблагоприятного представления о себе, страны — для привлечения туристов, иностранных капиталовложений и для обеспечения себе международной поддержки. Задача пропаганды обеспечить фирме благожелательную известность и противодействовать распространению неблагоприятных слухов и сведений.

3.Личная продажа — это устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью совершения продажи. Личная продажа — это самый дорогой из применяемых фирмой методов воздействия на покупателя. Потребитель совершит покупку товара только в том случае, если до или в ходе личной продажи получит достаточно положительную информацию о товаре, услуге, фирме.

4. «Паблик Pилейшнз» (ПР) — термин в переводе с английского означает «Отношения с общественностью». Главное назначение ПР — создавать благоприятное мнение общественности о фирме. Методы ПР, используемые организацией, разнообразны и зависят от специфики ее деятельности, целей и задач, которые она ставит в своей работе и от перспектив развития. Основными из них являются: сотрудничество со средствами массовой информации, проведение пресс-конференций, участие в выставках, ярмарках и т.д.

4. Аналитические методы: к которым относятся:

1) анализ и оценка окружающей среды;

2) анализ поведения потребителей.

5.Методы прогнозирования потребностей на рынке.

К ним относятся: опросы, анкетирование, кабинетные и полевые исследования, наблюдения и т.д.

0
Оцените статью
Основы маркетинга
0 0 голоса
Оценка
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Генерация пароля
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x