Партизанский маркетинг – одно из ключевых понятий продвижения товаров и услуг в рамках маркетинговой стратегии. Термин «партизанский маркетинг» придумал известный американский маркетолог Джай Канрад Левинсон, который предложил способы по низко бюджетному продвижение продукции в рамках маркетинговой деятельности компании. Левинсон работал креативным директором маркетингового агентства «Ли Барнет», благодаря ему компания стала одним из ведущих агентств Соединенных Штатов. Почему маркетинг именно «партизанский» — это объясняться спецификой действий компаний, которая не только внедряет новые инструменты маркетинга, но самое главное: она не входит в прямое столкновение маркетинговой стратегии с конкурентами.
Партизанский маркетинг имеет множество определений. Принято считать, что это мало затратный способ маркетинговой деятельности. Но это далеко не полная характеристика этого способа маркетинга. Давайте рассмотрим партизанский маркетинг более подробно, и попробуем понять, как можно внедрить данный вид маркетинга в компании.
История партизанского маркетинга
Книга Левинсона «Партизанский маркетинг» выходит в 1984 году – периода рассвета американского малого бизнеса. В это время активно разворачивается политика президента США Рональда Рейгана по развитию малого и среднего бизнеса. Именно в это время начинают свой рост такие крупные корпорации как Apple и Microsoft. Помимо президента республиканца Рейгана, парламент США также контролируется сторонниками республиканской партии. Республиканцы делают ставку именно на стимулирования развития крупного и малого бизнеса, снижение налогового бремени, которое позволяет увеличивать доходы в бюджет от экономического роста.
Экономический рост США в 80 годы позволяет стране занять лидирующее положение на мировой арене. Европа в это время еще не оправилась от кризиса конца 70-гг, Китай не начал еще своего стремительного роста, а СССР с каждым годом близился к развалу. Именно на волне мирового успеха американского бизнеса появляется книга Джая Канрада Девинсона – партизанский маркетинг, которая ориентировалась на создание маркетинговой стратегии для компаний малого и среднего бизнеса. Это книга описывала как компании вести маркетинговую деятельность без существенных инвестиций, и в то же время достичь высоких результатов. Основная идея выражалась в креативном подходе в рекламной деятельности и оригинальных рекламных ходах. Книга имела невероятный успех у маркетологов и рекламщиков, она переведена на более чем 80 языков и выдержало больше 20 изданий на английском языке.
Определение и признаки партизанского маркетинга
Партизанский маркетинг может рассматриваться в 3 определениях:
- Это малозатратный комплекс маркетинга, который позволяет компании малого и среднего бизнеса выйти на новый уровень.
- Рекламная компания, которая точечно воздействует на потенциального потребителя.
- Маркетинговая деятельность, которая не конкурирует с маркетинговой деятельностью конкурентов, а воздействует напрямую на потенциальных клиентов.
Партизанский маркетинг не имеет стандартного набора инструментов. Однако у него есть признаки, благодаря которым мы можем понять, что на нас воздействует именно этот тип маркетинга. Признаками партизанского маркетинга являются:
- малый бюджет на проведение рекламной и маркетинговой деятельности.
- креативный подход к рекламе товара.
- отсутствие прямого призыва к покупке товара. Потребитель знакомится с преимуществом рекламируемого товара, но он не получает конкретного предложения о его покупке.
- воздействие напрямую на потенциального потребителя, обычно через контакт рекламной продукции или рекламного агента.
- отсутствие конкуренции со стороны прямых конкурентов.
- партизанский маркетинг исключает стандартные виды рекламы: наружную рекламу, видеорекламу и т.д.
- эффективность партизанского маркетинга невозможно просчитать на этапе планирования.
Все эти признаки говорят о том, что для проведения успешной компании партизанского маркетинга необходимо в первую очередь выбрать креативные и нестандартные ходы продвижения товара. Чтобы эффективно планировать такое продвижение, необходим четкий план действий.
Планирование партизанского маркетинга
Итак, мы планируем деятельность партизанского маркетинга. С чего начать маркетологам, чтобы разработать эффективную стратегию? Предлагаем Вам таблицу, с помощью которой Вы можете понять, на какой сегмент рынка необходимо воздействовать в первую очередь.
Таблица 1.
Частые покупки
Высокая цена |
Товары среднего сегмента
Высокая цена |
Крупные покупки
Высокая цена |
Частые покупки
Средняя цена |
Товары среднего сегмента
Средняя цена |
Крупные покупки
Средняя цена |
Частые покупки
Низкая цена |
Товары среднего сегмента
Низкая цена |
Крупные покупки
Низкая цена |
Данная таблица показывает сегментирование рынка в зависимости от величины цены товара и частоты его покупки. Величина цены определяется в зависимости от цены других товарных групп. Условно говоря, высокая цена говорит о люксовых товарах, объектах недвижимости, и т.д. Товары среднего сегмента – это товары, которые меняются раз в год: машины, моторы для катеров, бытовая техника и т.д. Крупные покупки – объекты недвижимости и другие товары, приобретение которых подразумевает их долгое использование и смену не в результате износа, а поиска товара с лучшими характеристиками. Частые покупки – товары повседневного спроса, одежда, обувь и т.д., все то, что мы можем покупать в количестве более одной штуки более одного раза в год.
Первым делом, для партизанского маркетинга важно определить, кто будет потребителем продукта и где они находятся. Таким образом, Вы определяете географию и потенциальных потребителей своей продукции. Далее, Вы определяете, с помощью чего Вы будете воздействовать на них – это самый важный этап партизанского маркетинга, именно на нем Вы создаете оригинальную креативную идею кампании. После создания идеи Вы можете приступать к проведению рекламной компании. Отметим, что лучше всего для реализации партизанского маркетинга составить простой план на 1-2 листах, строгое следование инструкциям существенно снижает креативность и эффективность. После проведения рекламной кампании Вы можете приступить к замеру ее эффективности. Отметим, что она не всегда дает мгновенный эффект, зачастую, такие мероприятия в полной мере проявляются через 2 -3 недели.
10 самых эффективных способов партизанского маркетинга.
- Бесплатный пробный образец или первый продукт.
- Приглашение на пробный семинар или презентацию.
- Бесплатная раздача товаров, который дополняет именно ваш продукт.
- Бесплатная раздача Ваших дисконтных карт.
- Скрытый показ несомненной выгоды покупки вашей продукции.
- Вовлечение потенциальных клиентов в пробное использование (тестирование) вашей продукции.
- Создание искусственного ажиотажа за Вашим продуктом.
- Признание Вашего продукта лучшим среди других продуктов.
- Приглашение на участие в мероприятие потенциальных дистрибьюторов вашей продукции.
- Поиск вашего товара другими людьми.
Это далеко не полный перечень способов партизанского маркетинга. Каждая компания, которая решила внедрить для себя этот вид должна увидеть, в честь уникальность ее продукта и как он поможет потребителю улучшить свою жизнь. Если она сможет найти ответы на эти вопросы, то партизанский маркетинг позволит ей существенно улучшить свои позиции среди конкурентов.