В бытовой и производственной деятельности люди встречаются с огромным количеством товаров. Специалисты классифицируют товарное множество по различным признакам, главный из которых – цель применения товара.
1. По цели применения товары подразделяются на:
– потребительские – непосредственно предназначенные для удовлетворения личных потребностей людей.
– производственного назначения – это товары, предназначенные для продолжения производства других товаров.
Многие товары можно классифицировать на основе присущих им характеристик.
2. Классификация товаров по степени присущей им долговечности:
1. товары краткосрочного пользования – это материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования – это мыло, спички, газеты, продукты питания, косметика и т.д.
2. товары длительного пользования – это материальные изделия, используемые потребителем многократно – холодильники, телевизоры, телефоны, обувь.
3. услуги – это объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворения потребностей – ремонт, пошив, парикмахерские услуги и т.д.
Эти товары классифицируются на основе покупательских привычек потребителей. Их делят на 4 группы;
1. товары повседневного спроса – это товары, которые потребитель обычно покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой (например, продукты питания, газеты, журналы). Они подразделяются на:
– основные товары постоянного спроса – это товары, которые люди покупают регулярно.
– товары импульсной покупки – это товары, которые покупают без предварительного планирования и поисков.
– товары для экстренных случаев – покупают при возникновении острой нужды в них.
2. товары предварительного выбора – это товары, которые потребитель перед покупкой сравнивает между собой по показателям годности, качества, цены и внешнего оформления. Это мебель, одежда, автомобили и т.д. Они делятся на:
– схожие товары – изделия одинаковые по качеству, но отличающиеся друг от друга по цене. Продавец таких товаров должен обосновать эту разницу в цене.
– при продаже несхожих товаров нужно иметь широкий ассортимент, чтобы удовлетворить самые разнообразные вкусы и держать штат хорошо подготовленных продавцов, которые могли бы снабдить потребителя необходимой информацией и дать ему совет при покупке.
3. товары особого спроса – это товары с уникальными характеристиками или отдельные марочные товары. Они обычно ассоциируются с названием известной фирмы – производителя, или определяют имидж потребителя. Это престижные товары такие, как дорогая косметика, модная одежда, обувь, автомобили и т.д.
4. товары пассивного спроса – это товары, о которых не знает или знает,
но обычно не думает об их покупке. Например: подобные товары требуют для своего сбыта значительных мaркетинговых усилий в виде рекламы и методов личной продажи.
Предприятия, организации закупают огромное количество разнообразных товаров и услуг. Эти товары классифицируются на основе того, в какой мере они участвуют в процессе производства и по их относительной ценности.
1.материалы и детали – это товары, полностью используемые в изделии производителя. Они подразделяются на:
– сырье – сельскохозяйственная продукция (хлопок, пшеница, фрукты, овощи) и природные продукты (лес, рыба, нефть).
– детали и полуфабрикаты – представляют собой материальные компоненты (пряжа, цемент) или комплектующие изделия (электродвигатели, шины).
Материальные компоненты используются с последующей доработкой (например, пряжу превращают в полотно). Комплектующие изделия включают
в состав конечного продукта полностью без всяких изменений (например, на автомобиль ставят шины или мотор).
2. капитальное имущество – это изделия, постепенно используемые в производстве:
– стационарные сооружения – строения и сооружения (административные здания) и стационарное оборудование (станки).
– вспомогательное оборудование, которое включает в себя движимое заводское оборудование (ручной инструмент, автопогрузчики) и конторское оборудование (письменные столы, компьютеры). Это оборудование содействует процессу производства, но не становится частью готовой продукции.
3. вспомогательные материалы и услуги. Они вообще не присутствуют в готовом изделии.
– вспомогательные материалы – рабочие материалы (писчая бумага, карандаши) и материалы для технического обслуживания и ремонта (краски, гвозди, щетки).
– деловые услуги подразделяются на услуги по техническому обслуживанию и ремонту (ремонт оборудования, мытье окон) и услуги консультативного характера (правовые консультации, консультации для руководства).